ЭМИ расшифровывается как электромагнитный импульс, и по сути это просто огромный выброс электромагнитной энергии в масштабах, которые могут создавать помехи или необратимо повреждать любую электронику, с которой она соприкасается.
Вспышки на Солнце в прошлом вызывали ЭМИ, которые повреждали спутники, а также было разработано оружие для дистанционного выведения из строя транспортных средств путем генерации сильного электромагнитного импульса.
Когда люди говорят об электромагнитной атаке, они имеют в виду один из двух различных типов оружия. Первый по своей природе ядерный, и он включает внезапное высвобождение огромного количества электромагнитной энергии после ядерного взрыва.
В одном распространенном сценарии конца света над континентальной частью может быть взорвано несколько ядерных зарядов, называемых устройствами с электромагнитным импульсом на большой высоте (HEMP). Впоследствии это приведет к отключению всей электросети и повреждению неэкранированной электроники.
Другой тип ЭМИ-атаки связан с применением не ядерного оружия. В этих устройствах используются неядерные методы для достижения выброса огромного количества электромагнитной энергии, обычно с использованием таких компонентов, как конденсаторная батарея и микроволновый генератор.
В любом случае, страх, связанный с ЭМИ-атакой, заключается в том, что всплеск электромагнитной энергии может повлиять на работу электронных устройств. Некоторые устройства могут временно отключиться, другие выйдут из строя во время или после атаки, а сложная электроника и вычислительное оборудование могут быть необратимо повреждены или уничтожены.
Автомобили, безопасные для ЭМИ
Поскольку идея ЭМИ-атаки заключается в том, чтобы вывести из строя чувствительную электронику, а современные легковые и грузовые автомобили напичканы электроникой, общепринятое мнение гласит, что любой автомобиль, построенный с начала 1980-х годов, вероятно, будет уязвим для ЭМИ. По той же логике, более новые автомобили, которые еще больше зависят от электроники, с гораздо большей вероятностью будут повреждены в случае такой атаки.
В современных транспортных средствах используется ряд систем с электронным управлением, от впрыска топлива до управления коробкой передач и всего остального, поэтому кажется логичным, что мощный EMP превратит любой современный автомобиль в дорогое пресс-папье, отключив электрическую систему или навсегда повредив ее.
Согласно этой логике, старые автомобили, в которых не используются сложные бортовые электронные системы, должны быть защищены от ЭМИ-атаки. Однако небольшое количество реальных испытаний, которые действительно были проведены, не обязательно согласуется с этими весьма разумными предположениями.
Уязвимость автомобиля к EMP-атакам
Согласно данным эксперимента, общепринятая точка зрения может быть неверной или, по крайней мере, не совсем правильной. В исследовании, опубликованном в 2004 году, Комиссия по ЭМИ подвергла 37 различных легковых и грузовых автомобилей моделируемым ЭМИ-атакам и обнаружила, что ни один из них не получил серьезных повреждений, хотя результаты были несколько неоднозначными.
В ходе исследования транспортные средства подвергались моделированию ЭМИ-атак как при выключенном двигателе, так и при движении, и было обнаружено, что ни одно из транспортных средств не пострадало от каких-либо негативных последствий, если атака произошла при выключенном двигателе. Когда атака произошла во время движения транспортных средств, некоторые из них отключились, в то время как другие пострадали от других последствий, таких как ошибочно мигающие огни приборной панели.
Хотя некоторые двигатели действительно заглохли под воздействием ЭМИ, каждый из легковых автомобилей, принимающих участие в эксперименте, снова заработал.
Результаты исследования показали, что 90% автомобилей, находившихся на дорогах в 2004 году, вообще не пострадали бы от воздействия электромагнитного излучения, в то время как 10% либо заглохли бы, либо столкнулись с каким-либо другим негативным воздействием, которое потребовало бы вмешательства водителя.
Это число, несомненно, увеличилось за прошедшее десятилетие, поскольку сегодня на дорогах появляется все больше автомобилей, в которых используется чувствительная электроника, но ни один из автомобилей, протестированных комиссией по ЭМИ, не получил необратимых повреждений.
Почему эксперимент по электромагнитной атаке не привел к необратимому повреждению автомобильной электроники?
Есть несколько возможных причин, по которым электроника в наших автомобилях может быть немного более надежной, чем мы предполагаем. Во-первых, электроника в легковых и грузовых автомобилях уже в некоторой степени экранирована, и они также, как правило, немного более надежны, чем большинство бытовой электроники, из-за суровых условий, которым они подвергаются в дороге.
Еще одним фактором, который может помочь защитить электронику в автомобиле, является то, что металлический кузов автомобиля может действовать как частичный каркас Фарадея. Вот почему вы можете пережить удар молнии в свой автомобиль, а также вот почему антенны автомобильного радиоприемника расположены снаружи, а не внутри автомобиля. Конечно, ваша машина не является идеальной клеткой Фарадея, иначе вы не смогли бы совершать и принимать звонки по мобильному телефону.
Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть об ЭМИ-атаке?
Хотя ни один из автомобилей, протестированных в эксперименте с ЭМИ в 2004 году, не получил постоянных или серьезных повреждений, и только одному из грузовиков потребовалась эвакуация, это не означает, что автомобили полностью невосприимчивы к ЭМИ. Автомобили, созданные после проведения исследования, могут быть более уязвимыми из-за большего количества встроенной электроники или менее уязвимыми из-за более надежной защиты от электронных помех.
В любом случае, факт остается фактом: хотя ЭМИ может повредить электронику в легковом или грузовом автомобиле, в старых автомобилях нет жизненно важной электроники, которую можно повредить. Вот тут-то и вступает в игру старая пословица "лучше перестраховаться, чем потом сожалеть".
Самое безопасное транспортное средство после электромагнитной атаки
Хотя испытания в реальных условиях, похоже, показывают, что большинство современных легковых и грузовых автомобилей после ЭМИ-атаки заводятся и нормально ездят, есть несколько других факторов, которые требуют рассмотрения.
Старые легковые и грузовые автомобили проще, с ними легче работать и часто для них легче найти запчасти. Таким образом они лучше подходят для выживания при БП.
Правда стоит отметить, что простой автомобиль, выпущенный давно, уже сам по себе старый и будет чаще ломаться из-за этого.
И в худшем случае, после электромагнитной атаки, есть определенные аргументы в пользу более старого и надежного автомобиля, c которым вы можете произвести ремонтные работы самостоятельно.
Другой важный вопрос, который следует учитывать, заключается в том, что при отключении всей электросети после воздействия ЭМИ, производство и подача топлива также прекратятся до тех пор, пока оно не восстановится. Это означает, что вам придется довольствоваться любым топливом, которое у вас есть под рукой, и именно здесь знания о том, как производить этанол или биодизельное топливо в домашних условиях, могут очень пригодиться.
Использована информация из статьи Jeremy Laukkonen на Lifewire.