Ситуация напряженная!

Все что нужно знать про автомобильные лебедки

Какими бывают автомобильные лебедки. Как выбрать автомобильную лебедку. Ошибки, советы и секреты выбора и использования

Рано или поздно каждый любитель бездорожья осознает необходимость установки автомобильной лебедки на свой внедорожник. Именно с этого момента начинается сложный процесс выбора, ведь на современном рынке представлен широкий ассортимент подобных устройств. Чтобы не запутаться в разнообразии моделей, стоит сначала разобраться в том, какие бывают автомобильные лебедки.

В отличие от автономных лебедок и талей, автомобильная лебедка предназначена для вытягивания транспортного средства путем наматывания троса на барабан, при этом свободный конец троса закрепляется за неподвижный объект, обладающий значительно большей массой.

На сегодняшний день существует три основных типа автомобильных лебедок: электрические, гидравлические и механические. Помимо этого, выделяют отдельную категорию – съемные лебедки.

Одним из ключевых параметров лебедки является тяговая сила, измеряемая в тонна-силах. Этот показатель рассчитывается путем умножения массы автомобиля (в тоннах) на коэффициент 1,5. Однако в реальных условиях нагрузка может значительно превышать расчетную из-за таких факторов, как сложный рельеф, грязь, уклоны и другие препятствия. В результате этого трос может не выдержать и оборваться.

внедорожник выживальщика застрял в грязи

Использование синтетических тросов (например, кевларовых) снижает риск серьезных последствий при разрыве – такой трос просто рвется, не причиняя вреда окружающим. Однако при использовании стального троса ситуация может быть гораздо опаснее: в случае разрыва он способен нанести тяжелые травмы и даже стать причиной гибели. Чтобы минимизировать риски, при работе со стальным тросом необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе использовать тросогасители. В качестве такого приспособления подойдет любой тяжелый кусок материала, закрепленный на тросе, либо специализированное устройство стоимостью около 700–800 рублей.

К преимуществам синтетических тросов можно отнести их малый вес (например, 100-метровый кевларовый трос весит менее 7 кг), устойчивость к влаге, отсутствие растяжения, а также удобство использования в холодное время года – они легко наматываются, не пружинят и не соскальзывают с барабана лебедки.

Электрические автомобильные лебедки

электрическая лебедка

Электрические лебедки являются наиболее популярными среди владельцев внедорожников. Они работают за счет электромотора, подключенного к бортовой сети автомобиля. Несмотря на различия в моделях, все устройства этого типа состоят из электродвигателя, редуктора, барабана для наматывания троса и управляющего блока с контактами.

Эти лебедки просты в установке, удобны в эксплуатации и могут управляться дистанционно. Одним из их главных преимуществ является автономность – они не зависят от работы двигателя, что выгодно отличает их от механических и гидравлических моделей.

Однако у электрических лебедок есть и недостатки. Прежде всего, они потребляют большое количество энергии, что может привести к быстрому разряду аккумулятора. При длительных нагрузках электромотор нагревается, что может привести к его перегреву и выходу из строя. Поэтому рекомендуется использовать аккумулятор повышенной емкости, а в идеале – установить дополнительный источник питания и модернизировать генератор до 100 А.

Еще один минус – снижение тяговой силы со временем из-за коррозии деталей негерметичного электромотора, что напрямую влияет на срок службы устройства.

Электрические лебедки можно использовать даже при заглушенном двигателе, но в таком случае время их работы ограничено – уже через 10–15 минут аккумулятор теряет достаточный уровень заряда.

Кроме того, такие лебедки нельзя использовать под водой, что может стать серьезной проблемой при прохождении бродов. Из-за склонности электромотора к перегреву рекомендуется делать перерывы в работе, чтобы избежать перегрузки и продлить срок службы устройства.

Гидравлические лебедки

гидравлическая лебедка

Гидравлические лебедки работают за счет гидромотора, который получает мощность от гидроусилителя руля или отдельного насоса. Принцип их действия основан на передаче энергии через рабочую жидкость – насос перекачивает ее к гидромотору, создавая необходимое давление. В большинстве случаев для средних моделей лебедок используется стандартный насос ГУРа, при этом переключение давления осуществляется с помощью электромагнитных клапанов. Для более мощных вариантов устанавливается отдельный насос со шкивом.

Одним из главных преимуществ гидравлических лебедок является высокая надежность. Они устойчивы к перегрузкам – если нагрузка становится чрезмерной, лебедка просто перестает работать, но при этом не выходит из строя. Кроме того, благодаря герметичному корпусу гидромотора такие устройства можно использовать под водой. В конструкции также предусмотрен регулируемый ограничитель мощности, а в сравнении с электрическими аналогами гидравлические лебедки обладают большей тягой и способны работать продолжительное время без перегрева. Управлять ими можно дистанционно, а установка возможна на различные автомобили.

Однако есть и недостатки, которые ограничивают популярность этого типа лебедок среди любителей бездорожья. Во-первых, они зависят от работы двигателя – без него лебедка работать не будет. Во-вторых, скорость наматывания троса у них ниже, чем у электрических моделей. Кроме того, стоимость таких устройств зачастую выше, чем у электрических и механических аналогов.

Еще одним минусом является ситуация, когда гидроусилитель руля и лебедка работают от одного насоса – в таком случае во время работы лебедки рулевое управление становится практически невозможным из-за нехватки мощности насоса.

Механические лебедки

механическая лебедка

Механические лебедки получают крутящий момент напрямую от двигателя автомобиля. Для этого используется специальная коробка отбора мощности, которая подключается к раздаточной коробке. Данный тип лебедок отличается высокой мощностью, надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Скорость намотки троса можно регулировать, изменяя обороты двигателя.

Благодаря своей прочности и эффективности механические лебедки ценятся среди опытных автомобилистов, знающих толк в бездорожье. Однако их установка возможна только на автомобили, оборудованные раздаточной коробкой с возможностью подключения коробки отбора мощности.

Среди недостатков можно выделить сложность установки и ограничения по совместимости с автомобилями. Кроме того, основной точкой разрыва при перегрузке является срезаемая шпонка – она предотвращает повреждение механизмов, но ее замена в полевых условиях бывает затруднительной. Если же вместо шпонки использовать неподходящий предмет, это может привести к серьезным поломкам, включая повреждение кардана, рамы или редуктора.

Еще один минус – невозможность дистанционного управления. Поскольку процесс наматывания троса требует постоянного контроля, использование механической лебедки в одиночку может быть небезопасным.

Несмотря на сложность конструкции, механические лебедки славятся надежностью и возможностью точно регулировать натяжение троса. Однако их установка требует наличия специального порта PTO (Power Take-Off) в трансмиссии, который предусмотрен далеко не во всех автомобилях. Также стоит учитывать, что для работы лебедки необходимо, чтобы двигатель автомобиля был запущен. Хотя в некоторых моделях предусмотрена возможность ручного вращения редуктора, этот процесс довольно трудоемкий.

Еще один важный фактор – цена. Новые механические лебедки стоят очень дорого, что делает их покупку не самым доступным вариантом.

Съемные лебедки

лебедка автомобильная съемная

Съемные лебедки представляют собой устройства, которые крепятся к автомобилю только при необходимости. В основе их конструкции – специальная консоль, установленная на кузове, а сама лебедка хранится в багажнике и используется лишь в нужный момент.

Среди съемных моделей существуют и автономные варианты, работающие независимо от автомобиля. Они могут приводиться в действие бензиновым двигателем или аккумулятором, что позволяет использовать их даже при заглушенном моторе.

К преимуществам съемных лебедок относится их мобильность – при отсутствии необходимости они не занимают место на автомобиле. Однако есть и минусы: бензиновая версия требует запаса топлива и занимает достаточно много места, а электрическая требует прокладки длинных и громоздких кабелей.

Колёсные лебедки

лебедка на колеса

Колёсные лебедки – это устройства, устанавливаемые прямо на колесные диски автомобиля. Работая за счет тяги колес, они позволяют машине вытаскивать себя самостоятельно. Однако для эффективного использования такой лебедки необходимо наличие блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.

Важно правильно направлять трос – его следует крепить строго в направлении движения автомобиля. Если же зафиксировать трос сбоку, можно повредить кузов или даже полностью лишиться колеса. Также стоит помнить о мерах предосторожности: известны случаи, когда при обрыве троса водителю, держащему руль с внутренней стороны, сломало запястье. Поэтому использовать данный вид лебедок нужно с особой внимательностью и осторожностью.

Ручные лебедки

ручная лебедка

Среди ручных лебедок особой популярностью пользуется модель, известная как «Сорокин инструмент». Она выделяется своей универсальностью, особенно при использовании в комплекте с блоком. Конструкция включает два крюка: один фиксируется на блоке, второй – на раме автомобиля. Если отстегнуть второй крюк, можно использовать лебедку на всю длину троса, что делает её весьма удобной в различных ситуациях.

Аксессуары для автомобильных лебедок

Для эффективной и безопасной работы с автомобильной лебедкой могут понадобиться дополнительные аксессуары:

  • Шаклы – применяются для соединения тросов, блоков, строп и цепей.
  • Блок увеличения тягового усилия – удваивает силу лебедки, но снижает скорость наматывания троса.
  • Защитные перчатки – необходимы для предотвращения травм, связанных с затягиванием рук в механизм лебедки или повреждением кожи о трос.
  • Корозащитная стропа – защищает деревья от повреждений, когда они используются в качестве якоря, а также продлевает срок службы троса, предотвращая его перетирание о неровности поверхности.
  • Тросогаситель – используется при работе со стальным тросом для минимизации рисков при обрыве.

Как выбрать автомобильную лебедку

Выбор лебедки зависит от требуемой тяговой силы, которая рассчитывается по формуле: масса автомобиля, умноженная на коэффициент 1,5. Кроме этого, при покупке необходимо учитывать напряжение бортовой сети (12В или 24В) и место установки устройства.

Основные варианты установки:

  • Передняя часть автомобиля (чаще всего на передний бампер или дугу, если конструкция предусматривает крепеж).
  • Задняя часть машины.
  • В кузове пикапа.

Для крепления лебедки обычно используется специальный монтажный комплект, позволяющий надежно зафиксировать устройство на автомобиле.

Правила безопасного использования лебедки

  • Никогда не прикасайтесь к тросу или крюку, когда они находятся под нагрузкой. Даже если барабан неподвижен, трос может оставаться натянутым, особенно если автомобиль стоит на склоне.
  • Чтобы избежать самопроизвольного срабатывания лебедки, рекомендуется при установке использовать выключатель плюсового провода с управлением по слабому току.
  • Нельзя использовать лебедку, если на барабане осталось менее пяти витков троса – при высокой нагрузке он может соскочить.
  • Разматывайте трос строго в направлении, указанном на лебедке. Встроенные автоматические тормоза не будут работать, если трос разматывается в обратную сторону.
  • Разматывайте трос на максимальную длину, так как наибольшее тяговое усилие обеспечивают первые витки, а с увеличением слоев оно снижается.
  • Новый трос перед первым использованием нужно размотать и намотать обратно под нагрузкой – это продлит срок его службы и снимет статические напряжения.
  • Наматывайте трос равномерно, с натяжением. Если он ложится неровно, могут возникнуть перехлёсты («борода»), что приведёт к повреждению троса и механизма лебедки. В случае образования «бороды» размотайте немного троса, зафиксируйте крюк на неподвижном объекте и сделайте несколько коротких включений на вытягивание и втягивание, чтобы распутать трос. Никогда не пытайтесь делать это руками!
  • При использовании лебедки поддерживайте повышенные обороты двигателя, чтобы избежать разрядки аккумулятора.

Уровень подготовки автомобиля

Выбирая лебедку, необходимо учитывать подготовленность автомобиля. В первую очередь это касается размера колес: чем они больше, тем мощнее должна быть лебедка.

Например:

  • Для стандартных или дорожных колес подойдет лебедка с минимально необходимым тяговым усилием.
  • Для автомобилей с колесами 35 дюймов рекомендуется лебедка мощностью не менее 9500 фунтов.

Простая формула для расчета: тяговое усилие лебедки должно быть минимум в 1,5–2 раза больше полной массы автомобиля.

Установка лебедки

Монтаж лебедки лучше доверить специализированному сервису. Однако, если решите устанавливать самостоятельно, стоит учесть несколько моментов:

  • Если установочный комплект отсутствует, можно использовать металлический швеллер, обрезанный по размеру лебедки и закрепленный на раме.
  • Установочную площадку из стали необходимо усилить уголками в местах крепления болтов. В противном случае площадка может прогнуться под нагрузкой, что приведет к поломке корпуса лебедки и повреждению редуктора.
  • Крепление площадки к раме должно быть не менее надежным, чем крепление лебедки к площадке, иначе существует риск её отрыва от автомобиля.
  • Ролики-тросоукладчики должны устанавливаться симметрично относительно барабана. Их проем обычно на 2 см уже, чем ширина барабана, а боковые ролики должны перекрывать барабан на 1 см с каждой стороны. Ошибочное выравнивание роликов может привести к перекосам троса и серьезному повреждению лебедки.
  • Блок реле лучше установить под капотом или в салоне автомобиля, чтобы он был защищен от грязи и воды.
  • Доступность лебедки при установке играет важную роль – она должна быть удобна для обслуживания и контроля за укладкой троса.
  • Если лебедка будет использоваться в сложных условиях, стоит дополнительно загерметизировать её двигатель, смазать редуктор и оси роликов, а также периодически проводить техобслуживание (разборку и смазку).

Использование лебедки: рекомендации и основные ошибки

Подготовка

Перед тем как приступить к работе с лебедкой, следует обзавестись дополнительными аксессуарами:

  • Корозащитная стропа – необходима для крепления крюка лебедки к дереву, предотвращая его повреждение. Часто ошибочно считают, что она нужна для защиты троса от контакта с крюком.
  • Блок – используется в случае необходимости удвоения тягового усилия. Трос пропускается через блок, закрепленный на стропе при помощи шакла, а затем фиксируется на автомобиле.
  • Стальной удлинительный трос – пригодится, если штатной длины троса не хватает.
  • Перчатки – предпочтительно двухслойные, для защиты рук при работе с тросом.
  • Шаклы – используются для соединения троса, блока и других элементов.

Размотка троса

Для размотки нужно перевести рычаг управления лебедкой из режима «передача» (clutch on) в режим «свободный ход» (free или release).

  • Чтобы уменьшить нагрузку на лебедку и предотвратить повреждение троса, следует разматывать его на максимальную длину.
  • Важно следить, чтобы на барабане оставалось не менее четырех витков троса.

Выбор направления тяги

Перед началом работы важно продумать, в каком направлении тянуть машину.

  • В глубокой колее часто выгоднее тянуть в бок, чтобы вывести автомобиль из засады.
  • Важно убедиться, что дорога впереди проходима, иначе можно потратить усилия впустую.
  • Лебедке легче работать при прямолинейном натяжении троса или в направлении, соответствующем повороту колес.

Закрепление троса

  • Не крепите трос к сухим деревьям! Даже крупные деревья могут неожиданно упасть в сторону автомобиля.
  • Оптимальная высота крепления зависит от толщины дерева:
    • Если ствол массивный, можно регулировать направление тяги, изменяя высоту крепления (иногда выше 1,5 м).
    • Если дерево тонкое, трос лучше фиксировать у основания. Можно обмотать несколько стволов для надежности.
  • Не используйте нейлоновые или синтетические тросы в качестве удлинителей – при обрыве они высвобождают энергию, сравнимую с пушечным ядром!

Использование якоря

Если поблизости нет надежных точек крепления, можно создать искусственный якорь. Варианты:

  1. Хайджек: его рейку вбивают в землю под углом к автомобилю, закрепляют трос немного выше середины. Однако метод рискованный, так как рейку придется дополнительно удерживать.
  2. Запасное колесо: вкапывают под углом к машине, фиксируют в грунте и закрепляют трос. Способ трудоемкий, но надежный.
  3. Металлическая полоса с отверстиями под длинные «гвозди», которые вбиваются в землю. Альтернативный вариант – просто соединить несколько таких «гвоздей» тросом.

Натяжение троса

  • Перед началом тяги нужно вручную максимально натянуть трос, чтобы он ровно укладывался на барабан.
  • Не пытайтесь укладывать трос руками во время работы лебедки! Разрешается только прижимать его подошвой ботинка.
  • Следите за тем, чтобы трос не наматывался вбок слишком высокими слоями – в этом случае лучше изменить точку крепления или размотать трос и уложить его заново.
  • После завершения работы лучше полностью размотать и аккуратно перемотать трос.

Ошибки и полезные советы

  • Прежде чем начать работу с лебедкой, оцените ситуацию! Ошибочное решение может усложнить задачу или повредить оборудование.
  • Не пытайтесь вытаскивать машину вперед, если впереди препятствие. Лучше оценить возможность вытаскивания назад или в сторону.
  • Перематывайте и перецепляйте трос, если требуется длительная тяга. Меняя точку зацепления, можно повысить эффективность работы лебедки.
  • Используйте блоки при серьезных застреваниях. Однако если ситуация слишком сложная, даже блок может не помочь – в таких случаях стоит искать альтернативные решения.
  • Не допускайте перегрева лебедки и разрядки аккумулятора. Во время работы делайте перерывы, чтобы дать остыть мотору лебедки и подзарядить батарею. Если аккумулятор полностью разрядится, запустить двигатель будет невозможно даже с толкача.
  • Используйте хайджек – поднятие машины может существенно облегчить её вытаскивание лебедкой. В некоторых случаях можно тянуть машину прямо на поднятом домкрате.

Следуя этим рекомендациям, можно эффективно использовать лебедку, минимизируя риск повреждений и поломок.

 
Добавить комментарий


Кто здесь:

Выбор многих

тактические очки разные стекла
Тактические очки VOZAPOW SK10

С фотохромными линзами, которые сами автоматически настроятся в оптимальный режим и создадут комфортный для глаз поток света. Очки комфортно сидят, ...

противорадиационное  убежище