Рано или поздно каждый любитель бездорожья осознает необходимость установки автомобильной лебедки на свой внедорожник. Именно с этого момента начинается сложный процесс выбора, ведь на современном рынке представлен широкий ассортимент подобных устройств. Чтобы не запутаться в разнообразии моделей, стоит сначала разобраться в том, какие бывают автомобильные лебедки.
В отличие от автономных лебедок и талей, автомобильная лебедка предназначена для вытягивания транспортного средства путем наматывания троса на барабан, при этом свободный конец троса закрепляется за неподвижный объект, обладающий значительно большей массой.
На сегодняшний день существует три основных типа автомобильных лебедок: электрические, гидравлические и механические. Помимо этого, выделяют отдельную категорию – съемные лебедки.
Одним из ключевых параметров лебедки является тяговая сила, измеряемая в тонна-силах. Этот показатель рассчитывается путем умножения массы автомобиля (в тоннах) на коэффициент 1,5. Однако в реальных условиях нагрузка может значительно превышать расчетную из-за таких факторов, как сложный рельеф, грязь, уклоны и другие препятствия. В результате этого трос может не выдержать и оборваться.
Использование синтетических тросов (например, кевларовых) снижает риск серьезных последствий при разрыве – такой трос просто рвется, не причиняя вреда окружающим. Однако при использовании стального троса ситуация может быть гораздо опаснее: в случае разрыва он способен нанести тяжелые травмы и даже стать причиной гибели. Чтобы минимизировать риски, при работе со стальным тросом необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе использовать тросогасители. В качестве такого приспособления подойдет любой тяжелый кусок материала, закрепленный на тросе, либо специализированное устройство стоимостью около 700–800 рублей.
К преимуществам синтетических тросов можно отнести их малый вес (например, 100-метровый кевларовый трос весит менее 7 кг), устойчивость к влаге, отсутствие растяжения, а также удобство использования в холодное время года – они легко наматываются, не пружинят и не соскальзывают с барабана лебедки.
Электрические автомобильные лебедки
Электрические лебедки являются наиболее популярными среди владельцев внедорожников. Они работают за счет электромотора, подключенного к бортовой сети автомобиля. Несмотря на различия в моделях, все устройства этого типа состоят из электродвигателя, редуктора, барабана для наматывания троса и управляющего блока с контактами.
Эти лебедки просты в установке, удобны в эксплуатации и могут управляться дистанционно. Одним из их главных преимуществ является автономность – они не зависят от работы двигателя, что выгодно отличает их от механических и гидравлических моделей.
Однако у электрических лебедок есть и недостатки. Прежде всего, они потребляют большое количество энергии, что может привести к быстрому разряду аккумулятора. При длительных нагрузках электромотор нагревается, что может привести к его перегреву и выходу из строя. Поэтому рекомендуется использовать аккумулятор повышенной емкости, а в идеале – установить дополнительный источник питания и модернизировать генератор до 100 А.
Еще один минус – снижение тяговой силы со временем из-за коррозии деталей негерметичного электромотора, что напрямую влияет на срок службы устройства.
Электрические лебедки можно использовать даже при заглушенном двигателе, но в таком случае время их работы ограничено – уже через 10–15 минут аккумулятор теряет достаточный уровень заряда.
Кроме того, такие лебедки нельзя использовать под водой, что может стать серьезной проблемой при прохождении бродов. Из-за склонности электромотора к перегреву рекомендуется делать перерывы в работе, чтобы избежать перегрузки и продлить срок службы устройства.
Гидравлические лебедки
Гидравлические лебедки работают за счет гидромотора, который получает мощность от гидроусилителя руля или отдельного насоса. Принцип их действия основан на передаче энергии через рабочую жидкость – насос перекачивает ее к гидромотору, создавая необходимое давление. В большинстве случаев для средних моделей лебедок используется стандартный насос ГУРа, при этом переключение давления осуществляется с помощью электромагнитных клапанов. Для более мощных вариантов устанавливается отдельный насос со шкивом.
Одним из главных преимуществ гидравлических лебедок является высокая надежность. Они устойчивы к перегрузкам – если нагрузка становится чрезмерной, лебедка просто перестает работать, но при этом не выходит из строя. Кроме того, благодаря герметичному корпусу гидромотора такие устройства можно использовать под водой. В конструкции также предусмотрен регулируемый ограничитель мощности, а в сравнении с электрическими аналогами гидравлические лебедки обладают большей тягой и способны работать продолжительное время без перегрева. Управлять ими можно дистанционно, а установка возможна на различные автомобили.
Однако есть и недостатки, которые ограничивают популярность этого типа лебедок среди любителей бездорожья. Во-первых, они зависят от работы двигателя – без него лебедка работать не будет. Во-вторых, скорость наматывания троса у них ниже, чем у электрических моделей. Кроме того, стоимость таких устройств зачастую выше, чем у электрических и механических аналогов.
Еще одним минусом является ситуация, когда гидроусилитель руля и лебедка работают от одного насоса – в таком случае во время работы лебедки рулевое управление становится практически невозможным из-за нехватки мощности насоса.
Механические лебедки
Механические лебедки получают крутящий момент напрямую от двигателя автомобиля. Для этого используется специальная коробка отбора мощности, которая подключается к раздаточной коробке. Данный тип лебедок отличается высокой мощностью, надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Скорость намотки троса можно регулировать, изменяя обороты двигателя.
Благодаря своей прочности и эффективности механические лебедки ценятся среди опытных автомобилистов, знающих толк в бездорожье. Однако их установка возможна только на автомобили, оборудованные раздаточной коробкой с возможностью подключения коробки отбора мощности.
Среди недостатков можно выделить сложность установки и ограничения по совместимости с автомобилями. Кроме того, основной точкой разрыва при перегрузке является срезаемая шпонка – она предотвращает повреждение механизмов, но ее замена в полевых условиях бывает затруднительной. Если же вместо шпонки использовать неподходящий предмет, это может привести к серьезным поломкам, включая повреждение кардана, рамы или редуктора.
Еще один минус – невозможность дистанционного управления. Поскольку процесс наматывания троса требует постоянного контроля, использование механической лебедки в одиночку может быть небезопасным.
Несмотря на сложность конструкции, механические лебедки славятся надежностью и возможностью точно регулировать натяжение троса. Однако их установка требует наличия специального порта PTO (Power Take-Off) в трансмиссии, который предусмотрен далеко не во всех автомобилях. Также стоит учитывать, что для работы лебедки необходимо, чтобы двигатель автомобиля был запущен. Хотя в некоторых моделях предусмотрена возможность ручного вращения редуктора, этот процесс довольно трудоемкий.
Еще один важный фактор – цена. Новые механические лебедки стоят очень дорого, что делает их покупку не самым доступным вариантом.
Съемные лебедки
Съемные лебедки представляют собой устройства, которые крепятся к автомобилю только при необходимости. В основе их конструкции – специальная консоль, установленная на кузове, а сама лебедка хранится в багажнике и используется лишь в нужный момент.
Среди съемных моделей существуют и автономные варианты, работающие независимо от автомобиля. Они могут приводиться в действие бензиновым двигателем или аккумулятором, что позволяет использовать их даже при заглушенном моторе.
К преимуществам съемных лебедок относится их мобильность – при отсутствии необходимости они не занимают место на автомобиле. Однако есть и минусы: бензиновая версия требует запаса топлива и занимает достаточно много места, а электрическая требует прокладки длинных и громоздких кабелей.
Колёсные лебедки
Колёсные лебедки – это устройства, устанавливаемые прямо на колесные диски автомобиля. Работая за счет тяги колес, они позволяют машине вытаскивать себя самостоятельно. Однако для эффективного использования такой лебедки необходимо наличие блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.
Важно правильно направлять трос – его следует крепить строго в направлении движения автомобиля. Если же зафиксировать трос сбоку, можно повредить кузов или даже полностью лишиться колеса. Также стоит помнить о мерах предосторожности: известны случаи, когда при обрыве троса водителю, держащему руль с внутренней стороны, сломало запястье. Поэтому использовать данный вид лебедок нужно с особой внимательностью и осторожностью.
Ручные лебедки
Среди ручных лебедок особой популярностью пользуется модель, известная как «Сорокин инструмент». Она выделяется своей универсальностью, особенно при использовании в комплекте с блоком. Конструкция включает два крюка: один фиксируется на блоке, второй – на раме автомобиля. Если отстегнуть второй крюк, можно использовать лебедку на всю длину троса, что делает её весьма удобной в различных ситуациях.
Аксессуары для автомобильных лебедок
Для эффективной и безопасной работы с автомобильной лебедкой могут понадобиться дополнительные аксессуары:
- Шаклы – применяются для соединения тросов, блоков, строп и цепей.
- Блок увеличения тягового усилия – удваивает силу лебедки, но снижает скорость наматывания троса.
- Защитные перчатки – необходимы для предотвращения травм, связанных с затягиванием рук в механизм лебедки или повреждением кожи о трос.
- Корозащитная стропа – защищает деревья от повреждений, когда они используются в качестве якоря, а также продлевает срок службы троса, предотвращая его перетирание о неровности поверхности.
- Тросогаситель – используется при работе со стальным тросом для минимизации рисков при обрыве.
Как выбрать автомобильную лебедку
Выбор лебедки зависит от требуемой тяговой силы, которая рассчитывается по формуле: масса автомобиля, умноженная на коэффициент 1,5. Кроме этого, при покупке необходимо учитывать напряжение бортовой сети (12В или 24В) и место установки устройства.
Основные варианты установки:
- Передняя часть автомобиля (чаще всего на передний бампер или дугу, если конструкция предусматривает крепеж).
- Задняя часть машины.
- В кузове пикапа.
Для крепления лебедки обычно используется специальный монтажный комплект, позволяющий надежно зафиксировать устройство на автомобиле.
Правила безопасного использования лебедки
- Никогда не прикасайтесь к тросу или крюку, когда они находятся под нагрузкой. Даже если барабан неподвижен, трос может оставаться натянутым, особенно если автомобиль стоит на склоне.
- Чтобы избежать самопроизвольного срабатывания лебедки, рекомендуется при установке использовать выключатель плюсового провода с управлением по слабому току.
- Нельзя использовать лебедку, если на барабане осталось менее пяти витков троса – при высокой нагрузке он может соскочить.
- Разматывайте трос строго в направлении, указанном на лебедке. Встроенные автоматические тормоза не будут работать, если трос разматывается в обратную сторону.
- Разматывайте трос на максимальную длину, так как наибольшее тяговое усилие обеспечивают первые витки, а с увеличением слоев оно снижается.
- Новый трос перед первым использованием нужно размотать и намотать обратно под нагрузкой – это продлит срок его службы и снимет статические напряжения.
- Наматывайте трос равномерно, с натяжением. Если он ложится неровно, могут возникнуть перехлёсты («борода»), что приведёт к повреждению троса и механизма лебедки. В случае образования «бороды» размотайте немного троса, зафиксируйте крюк на неподвижном объекте и сделайте несколько коротких включений на вытягивание и втягивание, чтобы распутать трос. Никогда не пытайтесь делать это руками!
- При использовании лебедки поддерживайте повышенные обороты двигателя, чтобы избежать разрядки аккумулятора.
Уровень подготовки автомобиля
Выбирая лебедку, необходимо учитывать подготовленность автомобиля. В первую очередь это касается размера колес: чем они больше, тем мощнее должна быть лебедка.
Например:
- Для стандартных или дорожных колес подойдет лебедка с минимально необходимым тяговым усилием.
- Для автомобилей с колесами 35 дюймов рекомендуется лебедка мощностью не менее 9500 фунтов.
Простая формула для расчета: тяговое усилие лебедки должно быть минимум в 1,5–2 раза больше полной массы автомобиля.
Установка лебедки
Монтаж лебедки лучше доверить специализированному сервису. Однако, если решите устанавливать самостоятельно, стоит учесть несколько моментов:
- Если установочный комплект отсутствует, можно использовать металлический швеллер, обрезанный по размеру лебедки и закрепленный на раме.
- Установочную площадку из стали необходимо усилить уголками в местах крепления болтов. В противном случае площадка может прогнуться под нагрузкой, что приведет к поломке корпуса лебедки и повреждению редуктора.
- Крепление площадки к раме должно быть не менее надежным, чем крепление лебедки к площадке, иначе существует риск её отрыва от автомобиля.
- Ролики-тросоукладчики должны устанавливаться симметрично относительно барабана. Их проем обычно на 2 см уже, чем ширина барабана, а боковые ролики должны перекрывать барабан на 1 см с каждой стороны. Ошибочное выравнивание роликов может привести к перекосам троса и серьезному повреждению лебедки.
- Блок реле лучше установить под капотом или в салоне автомобиля, чтобы он был защищен от грязи и воды.
- Доступность лебедки при установке играет важную роль – она должна быть удобна для обслуживания и контроля за укладкой троса.
- Если лебедка будет использоваться в сложных условиях, стоит дополнительно загерметизировать её двигатель, смазать редуктор и оси роликов, а также периодически проводить техобслуживание (разборку и смазку).